О проекте ФЗ № 107057-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации""

18 декабря Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству под председательством Галины Хованской провел «круглый стол» на тему «Совершенствование системы государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, а также представители профессионального и экспертного сообщества.

Во вступительном слове председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская назвала тему важнейшей не только для граждан, но и для органов государственной власти. По её словам, состоявшееся в первом чтении рассмотрение правительственного законопроекта №107057-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» показало необходимость его корректировки. Последствия принятия этого закона, по мнению депутата, будут очень серьезные, так как без контроля и учета государству не обойтись.

Законопроектом уточняется понятие государственного учета жилищного фонда, включающего в себя деятельность по сбору, обработке и хранению информации об объектах госучета жилфонда, отражающей их технические характеристики и состояние, позволяющие индивидуализировать эти объекты и осуществлять мониторинг использования жилфонда и обеспечения его сохранности. При этом объектами госучета жилищного фонда определяются жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них.

Учет предлагается отражать в электронных паспортах данных объектов, ведение которых осуществляется через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Правительство России наделяется полномочиями по утверждению порядка проведения техобследования многоквартирных домов, органы власти субъектов Федерации - полномочиями по организации и ведению архива документации на объекты, а органы местного самоуправления – по организации сбора информации об объектах госучета жилфонда, включая информацию об их технических характеристиках и состоянии.

Первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин выразил сожаление, что «при замене технического учета на кадастровый, система (БТИ) оказалась полностью демонтирована». По его словам, сейчас необходимо понять кто и, «главное, за какой счет» будет собирать, хранить и систематизировать огромные пласты информации. А.Сидякин подчеркнул, что для этого «нужны решения 21 века» - полная цифровизация документов и хранение их в электронном виде, но не за счет граждан.

Галина Хованская поддержала позицию о том, что не должны за эту систему платить граждане, считая, что в законе необходимо прописать меры ответственности различных уровней власти, тогда и вопрос оплаты отпадет.

Представитель Минстроя пояснила, что перекос в кадастровую оценку недопустим, так как он не решает вопросов учета ни технического состояния многоквартирного дома, ни расчета общедомовых нужд и площадей.

Депутаты, говоря о цифровизации и стоимости услуг по ведению архивов, говорили о необходимости установления единой цены за услуги по всей стране и обязательности электронного введения и хранения информации. Кроме того, они обозначали актуальность проблемы именно после 1 января 2013 года, то есть после создания объединенной системы кадастрового учета объектов недвижимости, когда архивы БТИ были переданы в Росреестр, а подготовку документации для кадастрового учета стали проводить кадастровые инженеры, что фактически и привело к утрате государственного учета жилищного фонда. Из-за этого у большинства граждан появились проблемы, связанные с завышенной оценкой налога на недвижимость в пределах даже одного дома, а не только района.

Замруководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Вячеслав Спиренков подтвердил информацию депутатов о разобщенности ведущихся различными ведомствами и организациями баз данных, утере части документации БТИ. При этом он отметил важную роль региональных властей для обеспечения сохранности архивов БТИ и дальнейшей успешной интеграции технического учета в новую систему.

Участники обсуждения в своих выступлениях и вопросах чиновникам указывали, что кадастровая оценка для налогооблагаемой базы должна основываться на вполне понятных и ясных принципах – техническом состоянии дома, материалах из которых он построен, и дате последнего капремонта.

Генеральный директор ГБУ города Москвы «Московское городское бюро технической инвентаризации» Владимир Панин рассказал о специфике работы бюро, проводимой оцифровке архивных данных и подготовке массивов баз данных, отметив, что техническая инвентаризация и обследования в обязательном порядке в настоящее время не проводятся, а только по заявке граждан и организаций. Ранее она проводилась раз в пять лет.

Гендиректор ГУП Московской области «Московского областного бюро технической инвентаризации» Александр Беднягин, рассказал о том, что в регионе только 80% достоверных сведений по госучету жилищного фонда. По его мнению, при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо решить существующие проблемы, которых, по его убеждению, три: полнота, актуальность и достоверность сведений. Эту позицию поддержала Гульнара Беглова, заместитель генерального директора РГУП «Бюро технической инвентаризации» из Республики Татарстан. По её мнению, нельзя отдавать на откуп управляющим компаниям ведение электронных реестров, учет должен оставаться государственным, также необходимо отработать все нюансы по достоверности и актуальности ГИС ЖКХ. При этом эксперты отмечали, что данные физического износа домов устарели, даже приходя из разных источников информации, данные должны размещаться достоверно в ГИС ЖКХ.

Отмечая необходимость скорейшего совершенствования системы государственного учета жилищного фонда, участники «круглого стола» рекомендовали профильному комитету Государственной Думы, основываясь на высказанных замечаниях и предложениях, доработать ко второму чтению проект федерального закона №107057-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Правительству Российской Федерации предложено рассмотреть возможность привлечения организаций технической инвентаризации для разработки нормативно-правовых актов к данному законопроекту.

Закрыть